Лайфхаки

Маленькие, полезные хитрости

Портрет с помощью отраженного света.

24.02.2016 в 01:24

В коммерческой фотографии постоянно возникает необходимость прибегать к максимально простым и универсальным световым схемам.

Формат проведения съемок, их организация, так называемый "Production", накладывают свои ограничения, диктуют определенные требования. Наиболее явно это проявляется при каталожной съемке, съемке лук - буков и потоковой съемке для интернет - магазинов.

Портрет с помощью отраженного света.
При работе в таких проектах ключевое значение скорость приобретает. Даже для моделей наиболее важным достоинством здесь становится умение быстро переодеваться. От фотографа же все ждут быстрой и эффективной работы со светом. Кропотливо выставлять каждую схему тут совершенно немыслимо, освещение должно ставиться моментально.

Портрет с помощью отраженного света. 01
К тому же, как я уже заметил, свет должен быть универсальным. В съемке каталога может быть задействовано большое число совершенно разных моделей, каждой из которых подходит далеко не любой тип освещения. Одной идет жесткий свет сверху, другой - исключительно мягкий и фронтальный. Однако каталог есть каталог, чаще всего заказчик хочет, чтобы все снимки были однотипными.

Портрет с помощью отраженного света. 02
Особенности модельной анатомии тут мало кого интересуют. Нам же нужно, чтобы под картинкой было не стыдно поставить своё имя.

Портрет с помощью отраженного света. 03
В этой статье я расскажу о простом способе освещения, полностью отвечающем всем перечисленным требованиям. Поскольку мы говорим об универсальности, конечно же, это будет мягкий свет. Он должен оставить модели возможность свободно двигаться в как можно большем диапазоне, поворачивать голову, не опасаясь появления некрасивых теней на лице, прыгать, крутиться, делать широкие шаги и так далее. Такой свет будет прекрасно работать при любой плановости, в том числе в полный рост. Но для того, чтобы нагляднее показать светотеневой рисунок, я буду снимать достаточно крупные планы.

Портрет с помощью отраженного света. 04
Хочу подчеркнуть, что описываемая схема пригодна не только для самой банальной коммерции. Фотограф, способный тонко чувствовать свет, сможет получить очень красивый рисунок, используя описанный ниже подход. Он легко применим также в портретной съемке, при съемке модельных тестов и во многих других ситуациях.
Нам понадобится всего один источник со стандартным рефлектором. Очень важный момент - я работаю в "Белой" студии, концепция которой предполагает возможность использовать свет, отраженный от светлых стен, пола и потолка.

Портрет с помощью отраженного света. 05
Итак, сажаем модель перед серым бумажным фоном, на достаточном удалении. Источник света на стандартной стойке я ставлю рядом с собой в центре студии. При желании, я мог бы оставить его в одном месте и не передвигать на протяжении всей съемки.

Портрет с помощью отраженного света. 06
Теперь нам остается только крутить моноблок (или генераторную головку) на стойке, направляя её в разные стороны. При этом мы будем получать на стенах, полу и потолке большое пятно света, похожее на гигантский октабокс. Только этот "Октабокс" можно свободно перемещать вокруг модели, плавно регулируя его размер: чем ближе мы пододвинем источник света к стене (или поднимем на стойке к потолку), тем меньший диаметр будет иметь сформированное им пятно, и тем жестче получится свет.

Портрет с помощью отраженного света. 07
Для начала направим свет в противоположную от модели сторону, чтобы использовать отражение от задней стены студии, и опытным путем подберем оптимальное расстояние между ними:

Портрет с помощью отраженного света. 08
Я остановился на варианте, при котором источник находится далеко от стены, формируя на ней очень большое пятно света. На модели при этом светотеневой рисунок выглядит так, будто бы у меня за спиной находится очень больше окно, размером практически во всю стену. Я могу свободно перемещаться перед моделью, не отбрасывая тень. Свет получается очень мягкий, неконтрастный, фронтальный по отношению к модели:

Портрет с помощью отраженного света. 09
Теперь попробуем изменить положение источника на стойке, направив его вертикально вверх. Я не буду поднимать стойку слишком высоко, а снова оставлю большое расстояние между источником света и отражающей поверхностью, которой на этот раз будет не стена, а потолок. Таким образом, сохранится мягкость светотеневого рисунка. При этом направление света изменилось для модели с фронтального на верхнее, что, естественно, отразилось на прорисовке объемов:

Следующий эксперимент - свет снизу. Такой свет подходит очень немногим моделям, но почему бы нам не попробовать? Развернем источник света, направив его прямо в пол. Как и ожидалось, мы получили весьма специфический светотеневой рисунок, с необычной прорисовкой объемов носогубных складок, нижнего века и крыльев носа. Обратите внимание также на то, как существенно изменилась разница в освещении модели и фона:

Вернемся к более привычному направлению освещения - направим источник света в боковую стену. Полученное изображение очень наглядно и, как мне кажется, не нуждается в дополнительных комментариях:

Как я уже говорил, мы можем свободно крутить наш источник света во всех направлениях, как если бы перемещали огромный октабокс по невидимой сфере, окружающей студию. Так что не будем ограничиваться четырьмя сторонами, направим его вверх и в сторону, чтобы отраженный сразу от стены и потолка свет создал верхне - боковой светотеневой рисунок:

А теперь вниз и в сторону:

Пожалуй, я остановлюсь на классическом варианте, при котором свет падает сверху и сбоку, под углом, близким к 45 градусам, то есть вернусь к предыдущему положению. Мне нравится прорисовка объемов и положение теней, такое освещение наиболее предпочтительно для нашей модели.
В то же время, я бы хотел усилить контраст - здесь он явно недостаточен. Для этого надо отсечь отражения от противоположной стены, неизбежные в светлой студии. Установим рядом с моделью черный флаг:

Теперь свет устраивает на модели меня полностью. А значит пришло время заняться фоном. В этом вопросе также остановимся на классическом варианте - вертикальном градиенте. Как всегда, притененная верхняя часть и более светлая нижняя позволят нам композиционно сбалансировать кадр, сделав его более гармоничным.
Для создания градиента просто расположим перед фоном еще один флаг, который создаст на нем тень - напомню, мы используем свет, отраженный от потолка. В данном случае перед фоном была установлена конструкция в форме буквы "П" из имеющихся в студии листов пенопласта. Вы можете использовать любой другой оттенитель.

Итак, вот что мы получили в итоге:

Когда я показываю этот способ освещения на курсах и мастер-классах, многих студентов удивляет его простота. Но именной в ней и заключается его преимущество. Поэтому всем фотографам, осваивающим работу в студии, я настоятельно рекомендую взять данный метод на вооружение. Поэкспериментируйте, почувствуйте этот свет и, я не сомневаюсь, вы будете часто использовать его в своей работе.