Светочувствительность, диафрагма и выдержка - три кита фотографии.
Начинать изучать фотодело необходимо именно с этих трех понятий. Несмотря на то, что все три фактора неотъемлемы друг от друга, мы рассмотрим каждый из них в отдельности.
1. диафрагма (может встречаться в литературе как "Апертура". Это понятие исключительно объектива фотоаппарата касается. Величиной диафрагмы называется изменяющийся диаметр пропускного отверстия оптической системы фотокамеры. Другими словами - величина отверстия в объективе
. От диаметра этого отверстия зависит количество света, которое попадет на фотосенсор, а также глубина резкости изображения, т. е. диапазон четкой фокусировки. Этот диапазон, может быть большим, при "Закрытой" диафрагме, - в этом случае все предметы на фотографии получатся одинаково резкими. Но стоит открыть диафрагмируемое отверстие, как глубина резкости сократится, и задний план будет не в фокусе. Этот прием часто используют профессионалы, чтобы выделить тот или иной объект съемки. Необходимо также запомнить, что большие числовые значения диафрагмы соответствуют малому светопропускному отверстию, а малые, наоборот, открытой диафрагме.
2. выдержка или, как еще говорится - время экспозиции. На пути света, проходящего через объектив к фотосенсору, существуют так называемые "Шторки", которые, как и диафрагма, дозируют количество света, но не диаметром отверстия, а временем воздействия на светочувствительный элемент (фотосенсор) камеры. Это могут быть, как механические шторки, так и электронный их аналог. При нажатии фотографом на спуск камеры, шторки на мгновение открывают путь свету, попадающему на фотосенсор. Как и диафрагма, выдержка может быть изменена (в сторону увеличения или уменьшения времени экспозиции. Измеряется выдержка в секундах, а чаще долях секунды (1/250, 1/500 и т. д. . основное назначение выдержки - регулировка порции света попадающего на фотосенсор. Например, в пасмурную погоду время на экспозицию понадобится больше чем в ясную. Это обусловлено снижением интенсивности освещения, и, как следствие слабой засветке фотосенсора. При определенном увеличении времени экспозиции суммарное количество света, попадающего на фотосенсор, становится оптимальным. Необходимо учитывать, что, при длинных выдержках, вибрация фотокамеры или движения объектов съемки приведут к "Смазу" изображения. Иногда это входит в изначальный замысел фотографа, создающего с помощью "Смаза Движения" специальный эффект. Использование штатива при длинных выдержках помогает избежать нежелательных "Смазов".
3. светочувствительность фотосенстра. Когда-то роль фотосенсора играла пленка, она, также, имела маркировку светочувствительности. Теперь фотосенсор имеет регулировку светочувствительности, которая определяет силу его реакции на свет. В современных цифровых фотоаппаратах светочувствительность как ISO обозначается. Чем больше показатель ISO (ISO - 100, ISO - 200 …), тем меньшее количество света понадобиться сенсору для фиксации изображения с правильной экспозицией. Увеличение ISO целесообразно при слабом освещении, чтобы сделать возможной установку более короткой выдержки, которая в свою очередь сократит "Смазывание Движения". Современные цифровые фотоаппараты склонны производить так называемые "Цифровые Шумы" (подобие зернистости) при высоких показателях ISO. Поэтому, для получения качественных снимков, устанавливайте на своих фотокамерах, по возможности, минимальную светочувствительность фотосенсора.