Мультиэкспозиция и с чем ее едят.
Вот какое определение предлагает нам википедия: многократная экспозиция или мультиэкспозиция - специальный приём в фотографии, который заключается в том, что один и тот же кадр экспонируется ( "Фотографируется") несколько раз.
Понятное дело, что пришла к нам эта техника из пленочной фотографии, с тех самых пор, когда пленку надо было перематывать вручную после срабатывания затвора. Соответственно, если пленка не перематывалась перед созданием следующего кадра, она экспонировалась дважды. И повторять число экспозиций можно было многократно, правда, с использованием экспо - поправки, чтобы не получить переэкспонированный кадр.
Сейчас, эту функцию реализовали специально во многих камерах, хотя такие снимки и не являются мультиэкспозицией в чистом виде, так как матрица не способна хранить полученный световой рисунок, и информация с нее сразу должна быть записана на карту памяти. Результат на камерах разных.
Производителей будет разным и зависеть будет от алгоритма "Склейки" кадров и присутствия или отсутствия дополнительной ретуши средствами процессора камеры. Я предпочитаю снимать в RAW, все-таки, по моему мнению, склейка именно сырых данных, не обрабатываемых предварительно процессором, приводит к наиболее правдоподобному результату.
На эту мысль меня наталкивает также и то, что при съемке приходится делать экспо - поправку на последующие кадры. Обычно в цифровых камерах мультиэкспозиция реализована на число кадров от 2 до 10, но, положа руку на сердце, после трех последовательно экспонированных кадров.
Сюрреализм превращается в абстракцию, что не всегда нужно для реализации замысла. В том случае, если ваша камера делает мультиэкспозицию только из двух кадров, у вас все равно есть огромный простор для творчества!
Так для чего же она нужна?
1. все мы видели фотографии, на которых один и тот же человек изображен в разных позах в разных частях помещения.
Можно создавать подобные кадры с помощью мультиэкспозиции, хотя для этого и есть множество других, более подходящих способов. Разве что, вы захотите поснимать дома с привидениями: попробуйте снять в режиме мультиэкспозиции пустую комнату, а потом ту же комнату с человеком внутри - и получите приведение в комнате, второй кадр будет прозрачнее первого. Правда, снимать придется со штатива!
2. эффект монокля. Хотите поснимать моноклем, но не знаете где его достать? "Сделайте" себе монокль мультиэкспозицией! Этот прием особенно хорош на пейзажах: первый кадр вы делаете размытым, второй с нормальной фокусировкой на выбранном объекте, полученный результат будет очень похож на снимки, сделанные моноклем.
3. сюрреализм. По моему скромному мнению это и есть основной смысл мультиэкспозиции. Это абсолютное творчество в чистом виде: у вас может быть идея или вы можете положиться на удачу, вы можете экспериментировать с текстурами и формами, полет вашей фантазии не ограничен ничем, кроме, разве что 30-секундного интервала между снимками. Поэтому, для реализации некоторых идей, я использовала изображение на экране монитора или проекции для повторной экспозиции. Не забывайте, что порой, из-за разности в яркости объектов, на один из кадров придется делать экспо - поправку, чтобы получить лучший результат.
Почему бы не сделать то же самое в Photoshop, спросите вы? Потому что, во-первых, получится все равно не то, по крайней мере достоверной имитации у меня не получилось ни разу, мне проще использовать мультиэкспозицию для достижения своих целей, а во-вторых, так интересней, ведь никогда не знаешь заранее, что получится, можно только предполагать!
Попробуйте - и вам откроется целый новый мир внутри, казалось бы, привычного уже мира фотографии.
Удачи в творчестве и новых свежих идей вам. Материал из журнала Photocasa текст и фото: Светлана Спирина.