Мозаика: изготовление и выкладка самостоятельно, техника, идеи и решения.
Мозаика - один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства. Первые образцы мозаики известны из древнего шумера, IV тыс. До н. э., см. Рис. Ниже. В наше время также находится много любителей - мозаистов, своими руками создающих высокохудожественные композиции, нередко из, казалось бы, самых неподходящих материалов.
Нужно сразу же заметить, что самостоятельное изготовление мозаики и укладка мозаики своими руками - вещи, в общем - то разные. Изготовление мозаики подразумевает производство всех ее компонент - основы, грунта, связующего, элементов набора, плюс разработка рисунка - шаблона. Под укладкой имеется в виду создание композиции из набора фабричного производства, в который входит все необходимое. Укладка более популярна среди любителей, не наделенных художественными способностями.
Мозаика - крайне трудоемкий вид искусства, поэтому картины из мозаики на готовые сюжеты из набора обходятся в десятки и сотни раз дешевле, чем такие же панно, выполненные на заказ мастером. Готовых наборов в продаже имеется огромное разнообразие. Некоторые мелкие фирмы, пользуясь компьютерными технологиями, комплектуют наборы на заказ по рисунку, представленному клиентом. Обходится это немногим дороже, чем набор промышленного производства, но уникальность гарантирована.
Имеется и достаточное число желающих сделать мозаику полностью своими руками. И не только ради повышения личного реноме. Освоение техник мозаики (а их немало) может положить начало собственному благополучию. Один из родственников автора, трудившийся в супермаркете за 22 000 руб., освоив 3 или 4 техники, быстренько для проформы прошел какой-то мастер-класс, получил оттуда "Корочку" (точнее, карточку) и теперь месяц с чистым доходом в 200 000 считает не очень удачным. Это хотя и в миллионном городе, но все же в провинции. Плюс - ни начальства, ни графика смен и режима работы, а рабочая нагрузка втрое меньше.
Что есть мозаика?
Мозаика - наборный рисунок из мелких твердых элементов, закрепленных связующим, на твердой же основе. Поэтому композиции из лоскутков ткани (пэчворк), соломки, карандашей, пленки - самоклейки, ниток и т. п мозаикой считаться не могут, это аппликации. Точно так же рисунки из бисера на ткани и коже - не мозаика, а вышивка. Хотя и мозаика из бисера тоже есть, и мы о ней поговорим.
Примечание: искусствоведами молчаливо подразумевается, что мозаика весьма долговечна. Картина маслом без реставрации живет 200-400 лет, а шумерские мозаики дошли до нас в первозданном виде.
Отсюда негласное условие - материалы для мозаики должны быть прочными и долговечными. В отличие от интарсии, инкрустации, витража, каждый элемент мозаики отдельной смысловой нагрузки на себе не несет; собственно, мозаика - это пиксельная графика. Ее фрагмент - просто кусочек чего-то определенной формы и цвета, и по нему отдельно взятому никак нельзя определить, часть это крыла бабочки, листа дерева или кусочек шницеля.
И, наконец, мозаика делается из неметаллических материалов. Металлические технологии - зернь, скань, филигрань - в корне отличаются от мозаичных и требуют отдельного разговора.
Укладка.
Укладка мозаики необходима как для фирменной готовой, так и для самодельной. Поэтому с нее и начнем технологические темы, тем более, что процесс этот не сложен. В сущности, мозаику прямым способом выкладывают так же, как и плитку. Прямая по прямому способу фрагменты изображения выкладывают лицевой стороной вверх/наружу. Мозаика на полу выкладывается, как правило, по месту. Панно на стенах сейчас часто выкладывают на сетку из стеклоткани, а затем переносят на место; изображение удобнее набирать в горизонтальном положении. Мозаика по сетке только на клее собирается. Затирку швов делают после наклеивания всего панно на основу. Примечание: укладка на сетку для переноса на криволинейные поверхности непригодна - при изгибании набор растрескивается. Изогнутую мозаику выкладывают , внимание, только по месту. Материалы для прямой мозаики из стекла и керамики - обычные плиточные: раствор или клей, затирка. Для клееной мозаики в ванной клей нужно силиконовый брать. Он, во-первых, не только водостоек, но и водонепроницаем; во-вторых, имеет в застывшем виде консистенцию плотной резины. То и другое важно для набора из мелких фрагментов зачастую неправильной формы. При укладке обычного кафеля регулярной формы покрытие держат и швы, а в мозаике - нет. По этой же причине поверхность основы должна быть совершенно ровной и несколько шероховатой, во-первых. Заглаживания болгаркой с чашеобразным кругом недостаточно, нужна еще и пескоструйная обработка. Во-вторых, основа должна быть идеально обезжирена; если там проступают жирные пятна от старой масляной краски, лучше выбрать другой способ отделки. И, наконец, на основе не должно быть следов ржавчины, резины, цементного молока и т. п. в завершение подготовки основу обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения по бетону или камню.
Склейка шаблона для мозаики.
Затирка, особенно если набор из стекла и кусочков зеркала, нужна без песка, иначе он поцарапает фрагменты. После схватывания затирки ее следы с лица удаляют мягкой (фланель, бязь, х/б, фетр) влажной ветошью без нажима; такой же, но совершенно новой и чистой, полируют после полного застывания связующего и затирки. Обратная художественная мозаика на криволинейных поверхностях небольшого размера выкладывается чаще всего обратным способом. Для него необходим прежде всего рисунок - шаблон в зеркальном отражении; при укладке прямым способом можно при некотором опыте работать и на глаз. Оригинал рисунка сканируют или фотографируют, в фотошопе выводят в нужный размер, разбивают на куски а 4 и распечатывают в цвете, это намного облегчит выкладку. Поля фрагментов обрезают с двух сторон, образующих правый верхний угол, а к левому нижнему подклеивают следующие листы, см. Рис. При печати на обычном домашнем принтере любого типа контуры по краям листов не сойдутся на 1-2 мм, так что нужно следить, чтобы расхождение не превысило половины размера элемента набора.
Примечание: лучше листы сначала разложить на сухую, свести контуры, и, не разбирая по листам, склеить канцелярским клеем - мазилкой.
Далее рисунок застилают прозрачной пленкой - самоклейкой листами встык, клеевой стороной вверх. Защитную пленку снимают постепенно (клеевой слой на воздухе через 3-10 мин теряет липкость) и выкладывают на нее элементы набора лицом вниз согласно рисунку; тут же прижимают. Каждый элемент нужно класть сразу точно на место, это требует верной руки. Примечание: старый способ обратного набора - рисунок покрывают обычным мучным клейстером; сквозь его тонкий слой рисунок просвечивает. Но на клейстере материалы держатся неважно, а многие и вовсе им не клеятся. Во многих источниках рекомендуют воспользоваться некими клеями на латексной основе, но конкретных марок таковых доискаться не удается.
Второй способ, не столь затратный - рисунок выстилается на пластиковой пленке (чтобы не промочило пол или стол) и покрывается по частям яичным белком. По выкладке обратный набор на белке сушат сутки - двое. Стекло и керамика на белке держатся слабовато, поэтому перенос набора на основу нужно делать осторожно, и панно нужно разбить на части размером с книгу, что не всегда возможно. Затем готовят основу, покрывают ее связующим и переносят на нее набор; то и другое - по частям. При наборе на самоклейку одна его часть может быть размером до а 3. для переноса набор разрезают монтажным ножом на части допустимой величины по промежуткам между фрагментами. Каждую часть аккуратно, но плотно прижимают к основе, чтобы детали набора вдавились в связующее. Примечание: валиком или любым способом прижима, создающим боковое усилие, пользоваться нельзя. Нужно давить ладонью через прокладку из микропористой резины толщиной от 12 мм, или ровной дощечкой, обтянутой войлоком. По полном застывании связующего (не менее 3 суток для силикона и не менее 20 суток для старинного раствора, см. Далее) самоклейку снимают, а остатки скотча удаляют ваткой, смоченной этиловым спиртом или растворителем для нитролака (646, 647. Таким образом, если набор был на клейстер или белок, бумагу размачивают губкой, обильно пропитанной водой, а остатки клея смывают губкой средне влажной. Затирку швов и полировку делают, как при прямом наборе. Примечание: перед нанесением связующего каменную или бетонную основу смачивают макловицей (широкой мягкой флейцевой кистью), а при прямом наборе по месту каждый его элемент перед укладкой окунают в воду.
Каждый фрагмент обратного набора на самоклейку непосредственно перед постановкой на основу можно сбрызнуть водой из пульверизатора для комнатного садоводства, он дает не видимые брызги, а туман.