Лайфхаки

Маленькие, полезные хитрости

10 самых распространенных ошибок при ретуши и обработке фотографий!

17.08.2015 в 22:51

Сидел я, сидел, пил кофе и совершенно неожиданно для себя решил составить список самых распространенных, на мой взгляд, ошибок, допускаемых при ретуши фотографий. Зачем? Да так просто. А на самом деле, чтобы и вы, и я смогли лишний раз проверить себя и подумать, а все ли мы делаем правильно или если вы только учитесь - посмотреть, каких ошибок допускать не следует.
В случае если хотите, можете дополнить список в комментариях. 1 "Искусственная" кожа.
10 самых распространенных ошибок при ретуши и обработке фотографий!
Независимо оттого, каким способом происходит обработка кожи, она не должны выглядеть искусственной. К сожалению, даже при применении методов, подразумевающих сохранение родной текстуры, кожа после обработки может выглядеть неживой. Отдельно стоит отметить такие две частые ошибки как "Супермелкая" текстура "натянутая" на фарфоровую маску идеальной формы, и "сухая", "глубокая" текстура на грани перешарпа поверх "рыхлой" обтекаемой формы. Последняя чаще всего встречается при ретуши методами подразумевающими прямое размытие основной картинки на каком-либо из этапов. Ну и отдельным пунктом, конечно, идет бьюти крупным планом с искусственно сгенерированной однородной текстурой по всему лицу. При ретуши всегда и везде следует использовать не только "Правильные" методы, но и применять их тоже правильно и с умом.

2 прорисовка объемов большими радиусами, "Агрессивная" прорисовка объемов.
При попытке придать фотографии большую выразительность, зачастую встречается проблема грубой прорисовки объемов. В результате лицо становится, во-первых, неестественно контрастным, что порой противоречит всем законам светопадения/отражения (микроконтраст текстуры, кстати, при этом тоже сильно изменяется) и, во-вторых, форма лица абсолютно чересчур плавной, как если бы мраморную маску долго и упорно полировали водой - как галька.

3 анатомическая недостоверность: плоские лица.
В продолжение темы прорисовки объемов отдельно хочется отметить, что как бы аккуратно ни были они прорисованы с технической точки зрения, нельзя забывать об анатомической достоверности и следует помнить о том, что у человека есть нижние веки, поверхность, под глазами обычно не выпуклая (если только это не мешки или результат "Плохого Самочувствия"), а под кожей вокруг рта - множество мимических мышц.

4 "Мертвые" лица.
В принципе кожа здорового человека всегда обладает некоторым количеством влаги, а на ее поверхности - умеренное количество жира, поэтому странно видеть абсолютно матовые лица без единого блики, если это только не подразумевается сюжетом или общей стилистикой кадра. Еще более странно, выглядит, когда, например, лоб бликует, а нос - нет, или наоборот. От жирного блеска безусловно стоит избавляться, но не надевать при этом на модель маску из матирующей пудры в 10 слоев.

5 реклама зубных паст и капель для глаз.
При обесцвечивании глаз или зубов нужно стараться избегать того, чтобы они становились неестественно серыми, или еще хуже - синеватыми (на фоне золотистой кожи. Также следует помнить, что глазные яблоки имеют форму шара, а сверху от век на глаз обычно падает легкая тень, - странно, когда глаза становятся идеально белыми и идеально плоскими.

6 повторяющиеся элементы.
Эта ошибка чаще всего встречается при чрезмерном увлечении использованием инструментов Patch Tool (заплатка) и Clone Stamp Tool (штамп. Причем первым обычно "Множат" текстуру при обработки кожи, а вторым - дорисовывают повторяющиеся прядки волос.

7 анатомическая недостоверность: контуры.
И снова про анатомию, но уже в контексте использования фильтра Liquify (пластика. При работе с портретом, особенно при частных заказах, обычно (если только вы не снимаете абстрактную модель для своего портфолио) не стоит полностью убирать какие-либо дефекты внешности характерные для конкретного человека. Так, например, все его знакомые сразу заметят, если нос с горбинкой стал идеально ровным. Можно чуть-чуть уменьшить кривизну, но не полностью. Тоже касается общих форм: а человеческой фигуре практически нет идеально прямых контуров.

8 необоснованное тонирование, увлечение фильтрами.
Приятно, когда в фотографии цвета гармоничны, и тонирование или сложные фильтры могут помочь эмоционально раскрыть кадр, решить проблему "Скучного" цвета, его дисбаланса или выровнять серию кадров под одно цветовое решение. Но не стоит "Кидать" фильтры для того "чтобы было" - инстаграммом пользоваться дело нехитрое, а неудачный кадр так и останется неудачным кадром, будь он с "клевой" тонировкой и "пленочным" зерном или без них. Ну и к тому же всегда приятнее решить кадр по цвету еще на этапе фотографирования.

9 уменьшение динамического диапазона.
В принципе тоже самое, что и в предыдущем пункте, и хорошо смотрится, когда это часть общей стилистики кадра.
Но часто вижу, как на этапе raw - конвертации точки черного и белого сильно сдвигают к центру, а на этапе обработки в Photoshop долго и упорно, почти по-геройски в несколько этапов этот самый контраст вытягивают обратно. Я не говорю о тех случаях, когда небольшое намеренное уменьшение ДД кадра делается для того, чтобы было "Куда" увеличивать контраст при творческой обработке и "проявлении" деталей, а лишь о тех, когда на каждом этапе мы делаем "по вкусу", а потом приходим к мнению, противоположному начальному. К сожалению, такое бывает достаточно часто, а изначальное уменьшение ДД кадра при конвертации "Убивает" часть столь нужной нам информации о деталях.

10 Clarity, Hiraloam, прочий излишний микроконтраст, виньетирование и пр.
Одно дело, когда мы имеем дело с обложкой Esquire, хотим подчеркнуть аппетитность еды или фактурность листвы. И совсем другое дело, когда видим фото с "Неожиданно Тёмным" ребенком, окруженным "сияющим" ореолом на фоне снова "неожиданно тёмной" лужайки, где видно контур каждой травинки, так что в глазах рябит от детализации, а переходы градиентов размытия отчего-то тоже явно очерчены. Лучший способ привлечь внимание к главному объекту в кадре - правильно решить его композиционно.