10 советов по фотографии от фотографа Анри картье - брессона:
Анри картье брессон - один из самых выдающихся фотографов XX веков, основоположник жанра фоторепортажа и фотожурналистики в целом, признанный при жизни гений фотографии. Его творчество по сей день представляет огромный интерес для историков и фотолюбителей. Сегодня мы поговорим о некоторых советах мастер, которые не утратили актуальность и в наши дни.
1. фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра.
Одной из явных особенностей фотографий Анри картье - брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми "Естественными" предметами. Такая многоплановость - один из признаков хорошего удачного кадра.
"Композиция Должна Быть Предметом Наших Постоянных Забот, но во Время Съемки мы Можем Почувствовать её Только Интуитивно", - не уставал повторять фотограф.
2. будьте терпеливы, работайте "Мягко".
"Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу", - говорил Анри картье - брессон. Эту вечную для фотографии тему - как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда - в - секунду с моментом кульминации события - французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри картье - брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента, когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: "иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре". - Советовал он.
Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы - прохожие, фон, композиция - были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.
3. путешествуйте, познавайте мир.
Французский фотограф страстным любителем путешествий был. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пукнты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.
Анри картье - брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.
4. используйте для съёмки один объектив.
За долгие годы своего сотрудничества с агентством "Magnum Photos" творчества Анри картье - брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом - 50 мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив "Естественным Продолжением Глаз Фотографа" и говорил, что "не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы". Интересно, что сказал бы классик сегодня?
5. фотографируйте детей.
Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри картье - брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.
Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне - торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.
6. оставайтесь незаметным, не будьте назойливы.
Каждый раз во время съёмок Анри картье - брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.
7. воспринимайте мир как художник.
Анри картье - брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. "Зритель Рассматривает Фотографию, как Законченную Картину, Картину с Композицией, Которая Постоянно Должна Притягивать Внимание", - говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.
8. не кадрируйте фотографии.
Анри картье - брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз - при съёмке: "Процесс Фотографирования - это Процесс Мгновенного Определения События и Организации Форм, Которые и Выражают это Событие".
9. стремитесь к новым вершинам.
Анри брессон обладал уникальной по нашим временам способностью: он никогда не "Цеплялся" даже за самые удачные свои кадры, признанные именитыми мастерами. Он не тратил время на то, чтобы возводить их в ранг предмета собственной гордости, и вместо этого стремился дальше, вперёд, к новым неизведанным горизонтам. Классик был уверен, что самодовольство может стать препоной для развития творческого человека. Не зря же он повторял: "Твои Первые 10 000 Снимков - Худшие".
10. Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров.
"Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока", - говорил Анри брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое "Золотая Середина" в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель. Смотрите на работы признанных мастеров фотографии, изучайте их творчество и советы, - это никогда не будет лишним для вашего образования и поиска своего ракурса!